Среди стран, входящих в состав АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), Россия занимает последнее место по уровню развития транспортных и логистических цепочек. Систему организации доставки грузов исследовали в Университете Южной Калифорнии, о чем было рассказано на заседании рабочей группы Делового консультативного совета при АТЭС .
«Логистические издержки в нашей стране составляют 20% ВВП, в то время как в мире они равны 14%. Если бы нам удалось приблизиться к среднемировому уровню, страна получила бы около 2,5 триллиона рублей. В ближайшем будущем реально снизить издержки всего на 1%, но и это позволит сэкономить 420 миллиардов рублей», - констатирует Валерий Лукинский, заведующий кафедрой логистики и организации перевозок Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета .
В масштабе отдельно взятого предприятия цифры меньше, но они внушительны: стоимость логистики потоков материалов и товаров составляет от 40 до 70% общих затрат предприятий, а проблема оптимизации бизнес-процессов и налаживания функциональных областей внутренней логистики актуальна для очень многих российских компаний.
Повысить рентабельность бизнеса можно только за счет снижения себестоимости, при этом сэкономить на материалах и технологии производства товаров весьма трудно, так как эти статьи расходов зависят от внешних условий. Именно в сфере оптимизации логистики лежат основные возможности по снижению себестоимости.
Концепция Lean Production («бережливое производство»), созданная компанией Toyota, по праву признана одной из наиболее эффективных в мире. Один из базовых принципов этой концепции - Just in Time («точно в срок») - помогает грамотно организовать логистику предприятий и, как следствие, существенно сократить расходы. Вадим Таркаев, региональный директор по логистике компании «ЖЕЛДОРЭКСПЕДИЦИЯ-Н»: «Существуют способы оптимизации затрат, которые не только не ухудшают качество услуги, но и повышают его. Это оптимизация собственно логистики: чем более продуманный подход к формированию маршрутов транспортных средств, тем выше производительность».
Сергей Богучарский, руководитель отдела логистики, «Санг-Новосибирск»: «По большому счету, в обязанности любого логиста входит пункт «минимизация затрат на доверенном ему участке». Так что методология «бережливая логистика» применительно к логистическим бизнес процессам выглядит как «масло масляное». В условиях нашей суровой действительности (кризис, конкуренция и прочее) какому предприятию нужен «расточительный» логист?».
Вадим Светиков, консультант в сфере логистики (г.Новосибирск): «Принцип бережливой логистики подразумевает под собой управление издержками, это и есть самая главная задача, которую решают логистические системы. Управление издержками сейчас очень актуально для всех компаний. Газпронефть и другие крупнейшие компании сейчас плотно занимаются этим вопросом».
Игорь Сологубов, «СОЮЗСНАБ» на конкретных примерах показывает пользу применения принципов бережливой логистики для компании: «Отгрузка клиентам с распределительного склада либо непосредственно с таможенного терминала, минуя склад в Новосибирске (до 60% грузов) позволяет уменьшить площадь склада и снизить затраты. Формирование запасов ТМЗ исключительно под потребности клиентов на срок не более 1 месяца и снабжение предприятия ТМЗ через железнодорожное сообщение позволяют в значительной степени сократить издержки».
Татьяна Девятайкина, руководитель отдела логистики, «Торговый Дом «МОТОР»: «Бережливая логистика» или Lean production в нашей компании используется относительно недавно, чуть больше года. Однако благодаря основным правилам данной политики ведения бизнеса удалось реструктуризировать складскую деятельность, а слаженная работа вовлеченного персонала позволила провести эту не простую работу без остановки деятельности предприятия, с сохранением качества на установленном уровне и в сжатые сроки».
Эксперты отмечают первостепенную важность «кадрового вопроса» в процессе становления эффективной логистики компании. Сергей Богучарский: «Мы стараемся придерживаться четкой координации деятельности всех категорий подчиненного персонала, участвующих в процессе (обычно это узкое место)». Вадим Светиков: «Существует основная проблема: мышление людей отстает от потребностей рынка. Происходит столкновение интересов бухгалтерии, службы продаж, отдела логистики, при этом руководителям совершенно не понятны принципы планирования расходов. Часто присутствует инертность мышления, и неготовность персонала к понимаю логистических задач. Уверен, что логистике нужно обучать всех топ-менеджеров компании, чтобы они, если и не помогали, то хотя бы не мешали работе логистического отдела». Татьяна Девятайкина отмечает: «Негативный опыт наших конкурентов показал: привлечение неквалифицированного персонала на условиях аутсорсинга для выполнения складских операций у компании с ассортиментом 16000 наименований и отсутствием грамотно поставленной WMS системы не позволило снизить затраты на складскую деятельность, также повышение качества оказываемых услуг невозможно в данном случае».
Может ли быть аутсорсинг в логистике эффективным инструментом сокращения издержек, или он лишь создает дополнительные трудности? Игорь Сологубов: «Для компаний, достигших определенного уровня с большой распределительной сетью аутсорсинг логистических услуг будет экономически оправдан. С выгодами от этого я бы не стал торопиться, зачастую низкое качество таких услуг приводит к отрицательным результатам». Сергей Богучарский: «Аутсорсинг выгоден для всех компаний. Основа - просчитать затраты на собственную логистику и услуги аутсортинга, сделать вывод». Вадим Светиков: «Считаю, что аутсорсинг перевозок по городу выгоден, для междугородних перевозок выгоднее иметь собственный автопарк». Татьяна Девятайкина: «Считаю, что привлечение услуг на условии аутсорсинга оправдано в тех случаях, когда компания планирует свою деятельность на определенной территории на непродолжительный срок (3-4 года). Если логистическая услуга не является основным видом деятельности, и компания не стремится развиваться в данном направлении, компания-производитель может привлекать сторонние организации для оказания услуг по транспортировке продукции, сырья, либо услуг по ее хранению. Так же оправдано использование аутсорсинга на первых этапах становления компании, когда выгоднее приобрести уже готовое решение на рынке».
Сергей Богучарский подчеркнул, что для налаживания безупречной работы отдела логистики любой компании требуется совпадение многих факторов: «Деятельность отдела логистики предполагает соединение в едином бизнес процессе во времени и пространстве — ТМЦ, средств труда и исполнителей, таким образом, чтобы в результате получился единый цикл без дублирования затрат на одни и те же операции. Необходимо использование передовых методологий в сферах: обучения персонала; программного обеспечения; мониторинга; внедрения современного оборудования и техники. Таким образом, прежде всего, обеспечивается живучесть и эффективность компании на рынке в условиях конкуренции за счет снижения логистических затрат».
Источник Служба распространения пресс-релизов Press-release.ru
|